Донецкий альпинизм

История развития альпинизма и скалолазания. Даты, события, люди.
Ответить
Аватара пользователя
ADK
Сообщения: 3270
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 02:28
Контактная информация:

Донецкий альпинизм

Сообщение ADK » 15 окт 2017, 17:11

Альпинисты из Горловки водрузили флаг города на одну из высочайших точек бывшего СССР – пик Ленина

Горловские альпинисты в августе 2016го года покорили одну из наивысших горных вершин Памира – пик Ленина и водрузили флаги ДНР, Горловки и Федерации альпинизма. Об этом сегодня, 18 августа, заявил министр молодежи, спорта и туризма страны Михаил Мишин.

«К сожалению, сейчас в ДНР нет возможности видеть наши флаги на олимпиаде в Рио-де-Жанейро, но можно сказать, что у нас прошло не менее знаменательное событие – наши альпинисты водрузили флаги Республики и Горловки на горной вершине Чон-Алайского хребта – Пике Ленина», — отметил министр.
По словам Мишина, один из семитысячников Памира покорили два спортсмена из Горловки — Константин Макеенко и Сергей Пугачев. Восхождение длилось 14 дней, 3 августа в 13:00 по московскому времени альпинисты достигли цели.

«Это была моя первая гора-семитысячник, которую удалось покорить. Я думаю, что мы выполнили все поставленные задачи и цели, вознесли флаги Республики, федерации и города Горловка», — рассказывает Макеенко.
Сопровождали ребят в экспедиции представители Федерации альпинизма ДНР.

«Было немного сложно, ведь ветер на вершине – от 30 до 60 метров в секунду. Но наши ребята справились и доказали, что в ДНР есть настоящие альпинисты», — подчеркнул вице-президент Федерации Ольга Овчаренко.
Пик Ленина расположен на Чон-Алайском хребте горной системы Памир на границе Киргизии и Таджикистана, является одним из семитысячников — высочайших гор бывшего СССР. Высота пика – 7134,3 метра над уровнем моря.

phpBB [video]

Аватара пользователя
ADK
Сообщения: 3270
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 02:28
Контактная информация:

Re: Донецкий альпинизм

Сообщение ADK » 17 ноя 2018, 13:50

Прекрасная статья Лактионова Анатолия (простите, не знаю отчества) о становлении "нашего" альпинизма. :good:

« Записки рабоче-крестьянского лыжника »
Боже праведный, как же я уже стар! Про таких говорят: « Он Владимира Ильича с броневика на Финском вокзале стаскивал.» Вот кто сейчас помнит, что знаменитый в прошлом футболист Всеволод Бобров зимой играл в хоккей так же успешно, как и в футбол летом? А я помню, хотя Боброва помню… по рассказам и кино. В те годы часто спортсмены были универсалами, особенно в близких видах спорта.
В советские годы альпинисты стопроцентно были скалолазами и на 80%- горнолыжниками. Ранняя весна, осень и зима у альпинистов были заполнены скалами – натуральными, не тренажерными стенками - и лыжами. Я не был исключением. Зимние горы нравились мне не меньше летних. И влюблен я в них до сих пор.
Начало.Архыз,Домбай.
Впервые на зимний Кавказ мы, члены секции альпинизма ЖДМИ, попали зимой 1974 года, вместе с туристами институтского клуба «Скифы».В те былинные времена «Скифами» рулили Бабаенко и Сафронов, энтузиасты ждановского туризма. В ту зиму они организовали выездной лагерь в Архызе на зимние каникулы. Что это такое? Это тот еще экстрим! На 10 дней группа из 15-20 человек студентов селится в летней кошаре в горах в 15км от поселка, на полном самообеспечении. Единственное благо цивилизации- две поварихи-молодухи из студенческой столовой, которые нам готовили. Все остальное – дрова, вода из ручья, дежурство по хозяйству - все сами.
Вот тогда я в первый раз встал не то что бы на горные, но просто на лыжи. Можете представить себе, что это были за лыжи! Мукачевский деревянный «Бескид» с полужесткими креплениями, которые даже отдаленно не напоминали нормальные горнолыжные крепления. Но мы на них умудрялись сделать какое - то подобие поворота, про стиль не спрашивайте! И даже устраивали соревнования по слаломной технике, между воткнутых в снег палок орешника. Да, вспомнил, была у нас одна пара настоящих гордых лыж, это были институтские профкомовские лыжи, ботинки- 44 размер, и их « танцевал» только инструктор туризма Сафвонов. Потом в мае я видел эти же лыжи на альпсборах в Казбеги, где я сделал значок « Альпинист СССР», но мне довелось только таскать их в верхнюю точку склона, а катался ( вернее, пытался кататься) Стефанович Саня.
Так вот, здесь, на Дукке , возле овечьей кошары, я выиграл свой первый и последний в жизни приз в лыжах – банку сгущенного какао. Так началось мое увлечение горными лыжами. Поспособствовал этому и еще один эпизод из этой поездки.
Мы натоптали себе небольшой склончик метров 50 из - под кромки леса до кошары, а до самого верха склона, заросшего высокими елями, вела просека шириной метров 20, и длиной 300-350м. Там был снег по пояс, и мы туда не совались. И вот однажды на самом верху появились фигуры трех лыжников. Постояв наверху с минуту и о чем - то посовещавшись, они почти одновременно ринулись вниз, вздымая облако снежной пыли. Как красив был их стремительный спуск, и как скоротечен! Даже дураку было понятно, что техника их катания совершенна.Тем более по целине. Тогда еще не было модного слова «фрирайд», а люди уже катались, да еще как! И еще что меня просто убило, так это их экипировка. Лыжи – супер, ботинки – я потом еще лет 5 таких не видел, палки - со снежинками на концах ( это чашечки такие). А одежда: кроличьи шапки-ушанки, какие - то полосатые штаны типа « столетие Одессы» и бараньи тулупы в заплатках. Расшифровую: полное пренебрежение к имиджу крутых горнолыжников и полное соответствие им по – сути, по уровню мастерства. Ребята оказались эстонцами, лыжи были их давнишней страстью, что они и продемонстрировали.
Разве не захочешь быть хоть чуть-чуть как они ???. Вот и мне захотелось…
Уже на следующих зимних каникулах мы со Стефановичем рванули в Домбай. Естественно, никаких лыж у нас не было, но ходили слухи, что в частных прокатах комплект снаряжения взять можно. Предприимчивые местные жители, работающие в гостинице «Домбай» и турбазе « Солнечная поляна», доставали списанные лыжи, палки, ботинки и имели свои прокатные пункты. Мы поселились в поселке Пихтовом в однокомнатную квартиру за 1-50 ( один рубль 50 коп. с носа, Карл!) и у хозяйки же взяли польский «Polsport» еще за 3-00 руб. в сутки. Мне достались двухметровые выгнутые в обратную сторону страшилища с дефективными креплениями, но выбора не было. Но это уже были настоящие горные лыжи, доставшиеся гордому новичку. Ну, на что мог рассчитывать бедный советский студент? Только на свой энтузиазм, а вот его - то у нас было на десятерых.
Утром, наскоро позавтракав, мы бегом помчались на склон, слева от гостиницы. Это была учебная его часть, где барахтались те, кто приехал без путевки , и у них не было шансов попасть под крыло инструктора. Подьемника тоже никакого, вверх поднимались пешком. Другими словами, не было ничего, но, как вы помните, было желание. Еще задолго до поездки я узнал, что есть книга французского тренера Жака Жубера «Самоучитель горнолыжника». И я ее достал, перефотографировал от корки до корки и сделал фотокопию. Мысленно я представлял все движения, все фазы поворота, я , как Фимочка Собак, был высококультурным человеком, и кроме слова «гомосексуализм» знал и такие слова, как бракаж, авальман, годиль и что такое «опережающий бросок».
Вот мы со Стефановичем стоим в верхней точке учебки, вот он прищелкнул лыжи и укатил вниз, а я все не могу дрожащими от нетерпения руками защелкнуть правое крепление. Первая, вторая, седьмая попытка… Наконец-то! Я готов! Вниз, скорее вниз! Сейчас я им всем покажу, кто тут Роберто Томба и Ингемар Стенмарк…
Паниковский говорил: « Шурочка, вы знаете, как я вас уважаю! Так вот, вы идиот,Шура!» То же самое я сказал себе, когда оказался внизу, девять раз упав по дороге. Теория не работала, жизнь оказалась трудна, сложна и полна неожиданностей. Кратко скажу, что в тот выезд я четко научился двум вещам: четко тормозить параллельными лыжами поперек склона, что не один десяток раз сберегло мои кости, и внимательно наблюдать и анализировать движения опытных хорошо катающихся лыжников. Это уже было много! Вот что из этого вышло дальше.
Эльбрус.
«Картошка», Чегет и Эльбрус . Вот классы моей лыжной школы. Моей и моих многочисленных друзей и товарищей по альпинизму. В начале 80-десятых многие донецкие восходители подошли к рубежу КМС, кандидат в мастера спорта. В Советском Союзе существовали особые разрядные требования в альпинизме. К моменту выполнения норм КМСов нужно было иметь зимнее восхождение не ниже 3-А категории трудности и жетон «Спасательный отряд». Иными словами, готовили нас основательно, без изьятий и послаблений. Поэтому альпклуб «Донбасс» организовал для всех спелых перворазрядников зимние сборы в альплагере «Эльбрус», ущелье Адыл-Су. И одновременно были сборы для инструкторов альпинизма, где было несколько дончан во главе с покорителем Эвереста Туркевичем Михаилом.
Две недели нас тренировали оказывать квалифицированную помощь пострадавшим в горах, учили организовывать спасработы. А после занятий, после обеда , любители лыж могли предаться своей грешной страсти. Я купил за 25 американских денег бэушные « Россиньель Оупен», поставил свои крепления «Маркер» ( как я их достал, тоже целое кино), ботинки и палки получил в прокате, и – вуаля! Покоритель снежных трасс готов давать интервью.
Чуть выше лагеря, на другой стороне реки есть склон некрутой, на котором нет камней и кустов. Тут местные летом сажают картошку. Это был наш класс «1-А» по освоению непокорных лыж. Те, кто чувствовал себя слабовато, чтобы не позориться на Чегете, учились хотя бы не падать здесь, на «Картошке». Или красиво падать, это как у кого получалось. Сюда приходили наши старшие товарищи, Бондарец А.,Туркевич, и давали дельные советы. Вот так, повозившись несколько вечеров в этом лягушатнике, наша компания чайников-переростков впервые с лыжами попала на Чегет.
Первая остановка на вершину Чегета - это кафе «Ай». На дрожащих от страха ногах соскальзываю от канатки к группе таких же несчастных: Халюзин, Тарасов Боря, Асташин, Выдрин. Глазки у всех бегают, каждый находит себе дело: тот поправляет перчатки, другой протирает очки, я делаю вид, что не в порядке лямка комбинезона. Никто не хочет начать первым. А мимо с гиканьем и свистом мчится группа ассов – Туркевич со товарищи. Отступать поздно! Жребий брошен! Вперед!
Что можно сказать о Чегете? О нем уже сказано другими «мульон» раз. От себя: это моя первая и самая сильная любовь. В других местах мне бывает откровенно скучно. А здесь не катание, а борьба за жизнь. Особенно это было справедливо лет 20 назад: все виды рельефа , включая ямы по грудь. Это в последние годы здесь все выровняли и отретрачили , а в нашу молодость… В тот первый раз наша компашка быстро рассеялась по склону, т.к. ехать в том направлении, куда хочешь – эта роскошь была не для нас. Мы ехали туда, куда несли лыжи. Они жили сами по себе, а мы только искали с ними общий язык. Чудо, что мы все доехали до нижней станции канатки целыми. И все равно, второй спуск был и проще, и сложнее. Проще, потому что в начале спуска нас под опеку взял Бондарец А., донецкий инструктор «Буревестника». Сложнее, потому что мы уже знали, с каким кошмаром нам придется столкнуться на трассе.
Бондарец построил нас цепочкой друг за дружкой, сам встал во главе. « А теперь, чайники, четко повторять за мной все движения. Все по очереди до последнего в цепи. За мной!» Наша змейка заскользила вниз. И вдруг все стало получаться! Это было круто! Правда, слово «круто» еще не вошло тогда в лексикон.
Бондарец довел нас до траверса – кто был, тот знает это место, и укатил вниз. А мы тут же превратились в стадо пугливых овец, если не сказать больше. Но на подкорке все же что - то осталось. В голове уже стала складываться схема обучения: смотри на хороших лыжников, слушай вокруг умные разговоры и повторяй все на практике. Это трудно, но это, в общем, единственный путь к совершенству. Вот что об этом сказал мой кумир Юрий Визбор»:...горные лыжи как занятие являются одним из наиболее высокоорганизованных двигательных комплексов. Все нажитое человеком – его скелетом, его механикой, его мускулами, двигательные рефлексы, закрепленные за миллионы лет, – все это протестует против основных движений горнолыжника. Если легкая атлетика является продолжением естественных движений, то горные лыжи – конструирование новой системы перемещения человека в ограниченном весьма определенными требованиями пространстве. Горные лыжи пополняли механику человека способностью вырабатывать новые двигательные рефлексы. Сегодня я лечу по бугристому снежному склону и мои ноги, бедра, корпус, руки проделывают движения в быстрой и ловкой последовательности. И мне кажется странным, что этот комплекс техники никогда раньше никому не приходил в голову.»
Продолжение.Растем как на дрозжах.Те уроки лыжной техники на сборах альпклуба были первыми настоящими попытками освоения целого мира под названием « горные лыжи». С тех пор практически каждую зиму в разных местах я и мои друзья, и друзья моих друзей мчались по горным спускам, ловя кайф от солнца, белейшего снега, свежего ветра и ощущения управляемой свободы. Нам было почти все равно, где жить, чем питаться, но трассы спусков обязаны были быть интересными, не скучными. Ввиду того факта, что география моего катания ограничивается пространством бывшего Союза, ну почти только его, то поверьте мне, скучных трасс в этом околотке нет. Карпаты в любом месте, Крым ( да-да, и Крым тоже), Кавказ от Цея до Красной Поляны, центры катания Центральной России – нигде скучать не приходилось, везде инфраструктура и подъемники – без слез не взглянешь. То ли дело Европа. Но туда мы ездили больше посмотреть окрестности гор, чем покататься. И если бы мне сейчас предложили на выбор : Австрия или Каракол, то я выбрал бы второе. Потому, что снег в Караколе особенный, и понтов нет совсем. Нет там тех, кто приезжает похвастаться лыжами ценой в полквартиры и грациозно постоять на склоне, снимая селфи. Там катаются суровые парни рабочее-крестьянских кровей, как и я сам.
Так сложилась жизнь, что наше родное предприятие комбинат им. Ильича потакал таким бездельникам, как мы, альпинисты и горнолыжники. Про Бойко, конечно. Нам всегда давали заводской автобус, и две недели в горах с лыжами были наши. Только с помощью завода такие злыдни, как мы, могли позволить себе такое довольно дорогое времяпровождение. За все остальное участники поездки платили сами, но дорога всегда отбирает половину бюджета, поэтому автобус заводской – это круто.
Вот мое мнение о местах катания, в которых доводилось быть и еще мечтается побыть.
Эльбрус. Наряду с Чегетом это еще одно любимое место. За длину спуска – сегодня уже километров 10, за красоту гор, за простор и разное состояние снега выше Приюта одиннадцати и Азау, за прекрасные мгновения , подаренные этими местами за многие годы. Сейчас его трассы пригладили, спрямили, немного выхолостили, я бы сказал. Лет 15 назад их никто и не думал ретрачить, готовить. Сейчас все стремительно изменилось, конечно, в лучшую сторону. Нет уже мест, где нужно было собрать все мужество в кулак, что бы решиться пройти их сходу, не позорясь боковым соскальзыванием. Такие были ниже станции « Старый Кругозор», и чуть ниже станции «Мир», перед Солнечной Мульдой. И все равно – трудно найти место лучше Эльбруса.
Цей. « Этот в белых снегах горнолыжный лицей, панацея от наших несчастий» Так пел Визбор. Вдуматься в его слова, и действительно, Цей очень особенное, камерное, я бы сказал, место. Очень живописное катание по Сказскому леднику. Правда, подьемник всего один, и жилья мало. Цей раньше любили непритязательные студенты. У меня остались о нем смые теплые воспоминания.
Карпаты. Когда нельзя ехать в настоящие горы, едем в Карпаты. Рискованное дело, так как часты оттепели и подьемники еще хуже. Все осталось на уровне СССР. Но оскомину сбить можно, особенно имея ввиду свободное от катания время: еда, самобытная культура, люди. «Буковель» не люблю патологически, контингент там …трудно слово подобрать. В общем, « национальна элита». В Закарпатье влюблен, там живут наши люди. Село Вышка и Драгобрат дадут фору всем другим местам Карпат по нескучности спусков и яркому характеру местных: прижимистости, хитрости и простоты одновременно. Читаешь их, как открытую книгу, и от этого весело.
Крым. Риска приехать и не попасть на снег – 80%. Но если угадал, кататься на 26-ом или 27-м километре и видеть внизу море – вот удовольствие. Наверх поднимают допотопные бугеля местного горного клуба, у меня где то сохранился даже крючок для троса: антиквариат! Там везде заповедник, капитальные строения не разрешены, поэтому такая романтика. Места просто уникальные. Кто не катался на Ай-Петри в хороший снег - ничего не видел, даже объездив полмира! Когда проблемы будут решены, я буду счастлив вернуться на эти склоны, я буду плакать от умиления и целовать снег, радуясь возвращению.
Что я чувствую, когда на лыжах? Хочется описать чувства и эмоции, когда ты в процессе. Вспоминаю, что первая мысль была: « Что можно сделать в этих колодках???» Ну, раз надел, нужно делать хоть что то. Начинаешь вспоминать, что пишут в учебниках. Вести поворот на внешней к повороту лыже, закантовка, разгрузка, плоское ведение, закантовка… И вместо работы коленей вначале стараешься крутить стопой, выносить попу наружу поворота, помогать попе плечами и рукой… В общем, кошмар! Медленно-медленно, по частям, по кусочкам движений прозреваешь, учишься. Учишься не сидеть в задней стойке, а это результат неуверенности и страха, особенно на крутяке и при большой скорости. Однажды приходит понимание, что давление на носки ох как сильно увеличивает управляемость лыж. С этим пониманием становится не страшно проходить в повороте линию падения воды на черных трассах. И тогда приходит сознание, что кататься правильно – это значит кататься легко, не уставая. Если устал, то, значит, делал ошибки. Только через много-много дней был момент, когда поймал себя на мысли: а я ведь прошел трассу, ни разу не подумав о технике, просто получал удовольствие от движения!
Именно в этот момент просто чайник становится мастером.
Мечты. Мечтаю покататься в Средней Азии, в Чимгане и Караколе.Мечтаю выбрать такое время, когда на Красной Поляне будет поменьше народа и пройти трассу олимпийского слалома. Мечтаю собрать вместе внуков и научит их всему, что умею сам. Мечтаю собрать всех дорогих мне друзей и оторваться по полной на Чегете. Что бы уже мы с гиканьем и свистом промчались мимо напуганных новичков, а они с завистью посмотрели вслед.
«…Когда впервые после долгой разлуки над твоей головой жужжат ролики на мачтах опор, когда кресло канатной дороги ровно и мягко поднимает тебя вверх, когда мимо тебя на уровне глаз скользят вниз вершины чегетских сосен, их золотые стволы, то прямые, то кряжистые, то разошедшиеся надвое, как лира, когда за этими соснами начинают проглядывать белые купола Эльбруса – начинаешь всей душой ощущать, что ты вернулся, вернулся, вернулся то ли к мечтам, то ли к сожалениям, то ли к молодости, то ли к прошлому, к местам ушедшей, но неутраченной радости, к свежим снеговым полям, где мимо тебя, как юная лыжница, много раз пролетала несостоявшаяся любовь. Но не было ни тоски, ни тяжести в этих мимолетных потерях. Острый запах снега. Льды, ниспадающие с вершин как белый плащ, голубые на изломах. Над Накрой блистает золотая копейка солнца. Возвращение.»
Вот и моя крайняя мечта. Хочу много таких возвращений. https://www.facebook.com/firnandice/pos ... 9327402402
Вложения
MyCollages.jpg

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей