ВИА ФЕРРАТА
ВИА ФЕРРАТА
“A via ferrata is the connection point between hiking and climbing” (Michele Dalla Palma)
Наверное перевести выссказывание Микеле Далла Пальма можно так: «ВИА ФЕРРАТА - это точка соприкосновения между туризмом и скалолазанием».
Виа феррата — термин, принятый в области альпинизма. Обозначает скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, помогающими преодолевать его с большей скоростью и меньшими затратами энергии, чем при скалолазании в его обычном понимании. Как правило, этот участок оборудован страховочным канатом или цепью, идущими вдоль этого участка и фиксированными на скале находящимся на некотором расстоянии друг от друга стальными анкерами. Упоры для ног — либо естественные (скала), либо стальные скобы, штыри или рифлёные пластины небольшого размера. Участок может быть выполнен и в виде металлических лестниц (как, к примеру, на многих страховочных участках в южнотирольских Доломитах). Виа ферраты так называемого «спортивного типа» могут иметь в своём составе также навесные переправы или подвесные мосты, состоящие только из натянутых параллельно канатов. Самостраховка осуществляется посредством универсальной страховочной системы или беседки и так называемого «комплекта самостраховки для виа феррат» (Via Ferrata Set, Klettersteigset, EAS), состоящего из динамической верёвки или стропы, амортизатора рывка (шок-абсорбера) и двух специальных «ферратных» карабинов (то есть карабинов типа «К» по классификации UIAA), надеваемых на страховочный канат. Современный комплект самостраховки для виа феррат поступает в продажу в собранном виде, поэтому для приведения его в «рабочее состояние» достаточно подключить его лямкой (также входящей в комплект) к обвязке.
В переводе с итальянского языка Via Ferrata означает «дорога из железа» (мн. ч.: Vie Ferrate). Во французский язык Via Ferrata было заимствовано из итальянского.
По-немецки виа феррата называется «Klettersteig». В современном спортивном (альпинистском) жаргоне используются 2 названия для «фанатиков» этих участков: «Ferratist» и «Verticalo», из которых более распространённым является первое.
Основоположницей виа феррат является Австрия — самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. Интенсивное строительство виа феррат наблюдается с 90-х годов прошлого века[1], наиболее активны в этом деле французы и швейцарцы.
Длина и сложность виа феррат варьируются в широком диапазоне — от горизонтальных участков длиной в пару сотен метров до участков-рекордсменов с протяжённостью более 2 километров и перепадом высот более 1000 метров. Пользование европейскими виа ферратами бесплатное; исключение составляют некоторые спортивные виа ферраты, где за посещение взимается небольшая плата, а также иногда предоставляется возможность взять ферратное снаряжение напрокат. Существуют и виа ферраты, условием пребывания на которых является наличие сопровождающего лица (инструктора).
Ежегодно на территории Альп строятся примерно 50 новых виа феррат, в 2008 году общее количество виа феррат в Альпах оценивалось примерно в 1000 штук, большинство из которых приходилось на Восточные Альпы. Итальянские Доломиты известны как настоящее Эльдорадо для «ферратистов» — здесь обилие сложных, длительных, часто «лестничных» виа феррата. Франция и Швейцария стали строить такие участки в последнее время, поэтому в этих 2 странах эти участки технически самые совершенные.
Самой высотной виа ферратой в мире является виа феррата, расположенная на острове Борнео (гора Кинабалу, 4095 метров). Протяженность маршрутов 400 метров и 1200 метров.
Наверное перевести выссказывание Микеле Далла Пальма можно так: «ВИА ФЕРРАТА - это точка соприкосновения между туризмом и скалолазанием».
Виа феррата — термин, принятый в области альпинизма. Обозначает скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, помогающими преодолевать его с большей скоростью и меньшими затратами энергии, чем при скалолазании в его обычном понимании. Как правило, этот участок оборудован страховочным канатом или цепью, идущими вдоль этого участка и фиксированными на скале находящимся на некотором расстоянии друг от друга стальными анкерами. Упоры для ног — либо естественные (скала), либо стальные скобы, штыри или рифлёные пластины небольшого размера. Участок может быть выполнен и в виде металлических лестниц (как, к примеру, на многих страховочных участках в южнотирольских Доломитах). Виа ферраты так называемого «спортивного типа» могут иметь в своём составе также навесные переправы или подвесные мосты, состоящие только из натянутых параллельно канатов. Самостраховка осуществляется посредством универсальной страховочной системы или беседки и так называемого «комплекта самостраховки для виа феррат» (Via Ferrata Set, Klettersteigset, EAS), состоящего из динамической верёвки или стропы, амортизатора рывка (шок-абсорбера) и двух специальных «ферратных» карабинов (то есть карабинов типа «К» по классификации UIAA), надеваемых на страховочный канат. Современный комплект самостраховки для виа феррат поступает в продажу в собранном виде, поэтому для приведения его в «рабочее состояние» достаточно подключить его лямкой (также входящей в комплект) к обвязке.
В переводе с итальянского языка Via Ferrata означает «дорога из железа» (мн. ч.: Vie Ferrate). Во французский язык Via Ferrata было заимствовано из итальянского.
По-немецки виа феррата называется «Klettersteig». В современном спортивном (альпинистском) жаргоне используются 2 названия для «фанатиков» этих участков: «Ferratist» и «Verticalo», из которых более распространённым является первое.
Основоположницей виа феррат является Австрия — самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. Интенсивное строительство виа феррат наблюдается с 90-х годов прошлого века[1], наиболее активны в этом деле французы и швейцарцы.
Длина и сложность виа феррат варьируются в широком диапазоне — от горизонтальных участков длиной в пару сотен метров до участков-рекордсменов с протяжённостью более 2 километров и перепадом высот более 1000 метров. Пользование европейскими виа ферратами бесплатное; исключение составляют некоторые спортивные виа ферраты, где за посещение взимается небольшая плата, а также иногда предоставляется возможность взять ферратное снаряжение напрокат. Существуют и виа ферраты, условием пребывания на которых является наличие сопровождающего лица (инструктора).
Ежегодно на территории Альп строятся примерно 50 новых виа феррат, в 2008 году общее количество виа феррат в Альпах оценивалось примерно в 1000 штук, большинство из которых приходилось на Восточные Альпы. Итальянские Доломиты известны как настоящее Эльдорадо для «ферратистов» — здесь обилие сложных, длительных, часто «лестничных» виа феррата. Франция и Швейцария стали строить такие участки в последнее время, поэтому в этих 2 странах эти участки технически самые совершенные.
Самой высотной виа ферратой в мире является виа феррата, расположенная на острове Борнео (гора Кинабалу, 4095 метров). Протяженность маршрутов 400 метров и 1200 метров.
Re: ВИА ФЕРРАТА
ТМ «КРОК» предлагает к вниманию заинтересованных лиц и организаций машинный перевод «Рекомендаций по построению систем ВИА ФЕРРАТА» и сотрудничество в этой сфере.
- ВладимирАн
- Сообщения: 32
- Зарегистрирован: 21 окт 2012, 17:53
- Контактная информация:
Изменения стандарта ЕН 958 на амортизаторы для ВИА ФЕРРАТА
Для всех заинтересованных предлагаю ознакомиться с машинным вариантом перевода статьи итальянца Массимо Потато, посвященной сравнительной характеристике двух стандартов: нового EN 958:2017 и старого EN 958-:011, посвященной этой теме.
Ссылка на исходную статью:
http://www.caimateriali.org/images/pdf/ ... errata.pdf
Перевод статьи(машинный): Стандарт BS EN 958:2006:
https://krok.biz/info/file_download/93/ ... 8_2006.pdf
Перевод стандарта BS EN 958:2006:
Ссылка на исходную статью:
http://www.caimateriali.org/images/pdf/ ... errata.pdf
Перевод статьи(машинный): Стандарт BS EN 958:2006:
https://krok.biz/info/file_download/93/ ... 8_2006.pdf
Перевод стандарта BS EN 958:2006:
Re: ВИА ФЕРРАТА
Вот и я, наконец, посетил маршрут Виа-Феррата в Крыму! Думал, что мы "ещё", а мы оказывается "уже"...
Re: ВИА ФЕРРАТА
Особо хотелось бы коснуться безопасности прохождения маршрута. ВСЕ участники были экипированы промальповскими усами с промальповскими же амортизаторами.
А как известно, в промальпе (ЕН 355) амортизатор обеспечивает ударную нагрузку в 6кН при падении на глубину в 4 метра груза массой 100кг при длине уса 2 метра. Т.е. с фактором 2 (См. рисунок). Удлинение амортизатора не больше, чем 1750 мм.
Для Виа-Ферраты (ЕН 958):
Испытываемый образец подвергается ударной нагрузке массой (80 ± 0,1) кг, падающей на расстояние (5 000 ± 20) мм. Удлинение амортизатора не больше, чем 2200 мм (в устаревшей версии - 1200мм).
Но, 4м х 100 кг = 5м х 80 кг. Выходит, что отличие только в длине удлинения амортизатора!
И ещё отличие в том, что для промальпа после динамического испытания амортизатор должен выдерживать 15кН, а для Виа-Ферраты - 9 кН.
А как известно, в промальпе (ЕН 355) амортизатор обеспечивает ударную нагрузку в 6кН при падении на глубину в 4 метра груза массой 100кг при длине уса 2 метра. Т.е. с фактором 2 (См. рисунок). Удлинение амортизатора не больше, чем 1750 мм.
Для Виа-Ферраты (ЕН 958):
Испытываемый образец подвергается ударной нагрузке массой (80 ± 0,1) кг, падающей на расстояние (5 000 ± 20) мм. Удлинение амортизатора не больше, чем 2200 мм (в устаревшей версии - 1200мм).
Но, 4м х 100 кг = 5м х 80 кг. Выходит, что отличие только в длине удлинения амортизатора!
И ещё отличие в том, что для промальпа после динамического испытания амортизатор должен выдерживать 15кН, а для Виа-Ферраты - 9 кН.
Re: ВИА ФЕРРАТА
Via ferrata Energy Absorbing System и тросовый зажим.
Огромный вопрос к длине усов для Виа-Ферраты. Скажите, разве при падении вы сумеете дотянуться до анкерной точки?
Огромный вопрос к длине усов для Виа-Ферраты. Скажите, разве при падении вы сумеете дотянуться до анкерной точки?
Re: ВИА ФЕРРАТА
Замечательная рекомендация дана на https://www.blackdiamondequipment.com/e ... ata-1.html
Первое правило: не падайте на виа феррата. Это НЕ похоже на спортивное скалолазание, когда вы раздвигаете границы и целый день берете кувырки. Второе: система предназначена для уменьшения нагрузок во время падения, однако, как указано выше, падение все равно не будет увлекательным. И наконец: помните, что текущий стандарт и большинство систем на рынке спроектированы на основе альпиниста весом 80 кг. Обязательно прочитайте инструкции производителя, если ваш вес значительно отличается - в некоторых случаях может быть целесообразно использовать страховку с вторичной веревкой.
UIAA 128 для системы EAS (Energy Absorbing System)
И UIAA 121 для карабинов (карабин для виа феррата должен соответствовать требованиям типа K)
Первое правило: не падайте на виа феррата. Это НЕ похоже на спортивное скалолазание, когда вы раздвигаете границы и целый день берете кувырки. Второе: система предназначена для уменьшения нагрузок во время падения, однако, как указано выше, падение все равно не будет увлекательным. И наконец: помните, что текущий стандарт и большинство систем на рынке спроектированы на основе альпиниста весом 80 кг. Обязательно прочитайте инструкции производителя, если ваш вес значительно отличается - в некоторых случаях может быть целесообразно использовать страховку с вторичной веревкой.
UIAA 128 для системы EAS (Energy Absorbing System)
И UIAA 121 для карабинов (карабин для виа феррата должен соответствовать требованиям типа K)
Re: ВИА ФЕРРАТА
Ну, и тут много интересного и не всегда лестного для производителей!
Для затравки достаточно фразы: "На что надеются те любители "Виа Феррата", кто покупает - ЭТО? Да ладно бы покупали как пример нелепицы, так ведь и на маршруты с ЭТИМ идут."
https://soumgan.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=645
От себя добавлю, что даже те изделия, которые восхищают автора, не всегда годны к использованию, т.к. уверен, не пройдут испытания по ЕН958!
Для затравки достаточно фразы: "На что надеются те любители "Виа Феррата", кто покупает - ЭТО? Да ладно бы покупали как пример нелепицы, так ведь и на маршруты с ЭТИМ идут."
https://soumgan.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=645
От себя добавлю, что даже те изделия, которые восхищают автора, не всегда годны к использованию, т.к. уверен, не пройдут испытания по ЕН958!
Re: ВИА ФЕРРАТА
А вот совершенно удивительная статья со своеобразными выводами!!!! Порвались стропы усов. Но вместо поиска проблемы в амортизаторе их нашли в том, что мол растягивающиеся усы при многократном растяжени-сжатии вызвали нарушение прочности стропа усов!
https://www.risk.ru/blog/196199
"...приведшая к срыву с высоты 3 метров (расстояние от точки срыва до ближайшего анкера троса ферраты, расположенного под этой точкой). Казалось бы, высота небольшая, однако ...
...Погибший использовал взятый в прокате ферратный сет марки Edelrid, оснащённый разрывным амортизатором рывка и усами (стропами) так называемого "эластичного" типа. Подобный тип усов, иногда называемый в народе "удлиняемым", обычно "проталкивается" рекламой с помощью примерно такой фразы: "Используя данный ферратный сет, Вам не нужно больше сердиться из-за висящих и мешающих Вам усов, поскольку эти усы удлиняются при натяжении, а в "расслабленном состоянии" имеют чрезвычайно малую длину". ...
...Когда "несущие" волокна переплетены с "эластичными", оба этих типа волокон "двигаются" (растягиваются) по-разному и при этом их трение друг о друга способствует ослаблению прочности "несущей составляющей", что при длительном использовании ферратного сета может привести к разрыву его усов в случае срыва.
Результаты исследований, проведённых Отделом Исследований Безопасности при Немецком Альпийском Союзе (DAV-Sicherheitsforschung), свидетельствуют о том, что именно такая схема ослабления несущих волокон и была причиной разрыва усов, происшедшего 05.08.2012 на феррате "Direttissima"."
https://www.risk.ru/blog/196199
"...приведшая к срыву с высоты 3 метров (расстояние от точки срыва до ближайшего анкера троса ферраты, расположенного под этой точкой). Казалось бы, высота небольшая, однако ...
...Погибший использовал взятый в прокате ферратный сет марки Edelrid, оснащённый разрывным амортизатором рывка и усами (стропами) так называемого "эластичного" типа. Подобный тип усов, иногда называемый в народе "удлиняемым", обычно "проталкивается" рекламой с помощью примерно такой фразы: "Используя данный ферратный сет, Вам не нужно больше сердиться из-за висящих и мешающих Вам усов, поскольку эти усы удлиняются при натяжении, а в "расслабленном состоянии" имеют чрезвычайно малую длину". ...
...Когда "несущие" волокна переплетены с "эластичными", оба этих типа волокон "двигаются" (растягиваются) по-разному и при этом их трение друг о друга способствует ослаблению прочности "несущей составляющей", что при длительном использовании ферратного сета может привести к разрыву его усов в случае срыва.
Результаты исследований, проведённых Отделом Исследований Безопасности при Немецком Альпийском Союзе (DAV-Sicherheitsforschung), свидетельствуют о том, что именно такая схема ослабления несущих волокон и была причиной разрыва усов, происшедшего 05.08.2012 на феррате "Direttissima"."
- Вложения
-
Re: ВИА ФЕРРАТА
Для справки:
Тип использования Максимальная продолжительность жизни
С оптимальным хранением 5 лет
Случайное использование 3 года
Нормальное использование 12 месяцев
Интенсивное использование 6 месяцев
Тип использования Максимальная продолжительность жизни
С оптимальным хранением 5 лет
Случайное использование 3 года
Нормальное использование 12 месяцев
Интенсивное использование 6 месяцев
Re: ВИА ФЕРРАТА
FERRATA.BLOC третья рука https://www.austrialpin.at/en/products/ ... third-arm/
дополнительный инструмент для крутых проходов виа феррата
Арт.№: AS00FB
Третья рука для виа феррата делает восхождение более безопасным. В крутых секциях этот дополнительный инструмент действует как тормоз, позволяя только движение вверх и блокируя непосредственно в точке контакта с проводом, тем самым избегая длительных падений. Внимание: используется только в дополнение к сертифицированному набору ferrata.
дополнительный инструмент для крутых проходов виа феррата
Арт.№: AS00FB
Третья рука для виа феррата делает восхождение более безопасным. В крутых секциях этот дополнительный инструмент действует как тормоз, позволяя только движение вверх и блокируя непосредственно в точке контакта с проводом, тем самым избегая длительных падений. Внимание: используется только в дополнение к сертифицированному набору ferrata.
- Вложения
-
-
-
Re: ВИА ФЕРРАТА
Каталог для Виа феррата от Петцля:
https://mail.google.com/mail/u/0/?tab=r ... PartId=0.1
https://mail.google.com/mail/u/0/?tab=r ... PartId=0.1
Re: ВИА ФЕРРАТА
Утверждают, что приведенный на фото амортизатор сможет обеспечить требуемые динамические характеристики для Виа-Ферраты (падение груза 80 кг на глубину 5 метров).
Вот, к примеру, аналогичное устройство от КРОКа - Амортизатор «ЛАЙФ-Дубль 10» для использования в комплекте с такими карабинами, которые увеличивают полную длину получившегося стропа до величины в 700 мм! Т.е. этот ус с амортизатором «ЛАЙФ-Дубль 10» обеспечивает безопасность падения груза массой 100кг на глубину всего 1400мм!
Вот, к примеру, аналогичное устройство от КРОКа - Амортизатор «ЛАЙФ-Дубль 10» для использования в комплекте с такими карабинами, которые увеличивают полную длину получившегося стропа до величины в 700 мм! Т.е. этот ус с амортизатором «ЛАЙФ-Дубль 10» обеспечивает безопасность падения груза массой 100кг на глубину всего 1400мм!
Re: ВИА ФЕРРАТА
Вопрос:
Добрый день! Собрал импровизированную самостраховку с тремя усами для виа-ферраты на базе вашей самостраховки с амортизатором рывка «Матрешка», прошив присоединительные петли вручную супер-прочной капроновой нитью ТЕКС-187. Длина усов, присоединенных к амортизатору рывка 55 см и 65 см плюс 15 см сшивка, длина короткого уса без амортизатора для прохождения траверсов — 50 см. И около 60 см получился отрезок веревки на компенсацию рывка. Вопрос: вы можете изготовить такого типа самостраховку для виа-ферраты промышленным способом? Ответ: Да. Но именно сейчас мы работаем над улучшением конструкции фрикционных амортизаторов. См. пост выше и viewtopic.php?f=16&t=15263&start=40#p30050
Проводим всеобъемлющие испытания. В т.ч. и с мокорой верёвкой.
Добрый день! Собрал импровизированную самостраховку с тремя усами для виа-ферраты на базе вашей самостраховки с амортизатором рывка «Матрешка», прошив присоединительные петли вручную супер-прочной капроновой нитью ТЕКС-187. Длина усов, присоединенных к амортизатору рывка 55 см и 65 см плюс 15 см сшивка, длина короткого уса без амортизатора для прохождения траверсов — 50 см. И около 60 см получился отрезок веревки на компенсацию рывка. Вопрос: вы можете изготовить такого типа самостраховку для виа-ферраты промышленным способом? Ответ: Да. Но именно сейчас мы работаем над улучшением конструкции фрикционных амортизаторов. См. пост выше и viewtopic.php?f=16&t=15263&start=40#p30050
Проводим всеобъемлющие испытания. В т.ч. и с мокорой верёвкой.
Re: ВИА ФЕРРАТА
Вопрос:
Оправдано ли с точки зрения безопасности разная длина усов при срыве? Весь удар об анкер, на котором закреплен трос на виа-феррате, при этом приходится на один ус самостраховки и на один карабин, второй при этом окажется или под ним, или сверху. Второй ус остается как бы резервным, но желательно испытать как оба уса себя поведут, ведь при срыве на виа-феррате гарантирован фактор 2 рывка.
Ответ:
Фактор рывка 2 не то что гарантирован, но он гораздо выше!!!. При стропе, к примеру, в один метр, сорвавшемуся предстоит пролететь 5 метров до анкерного закрепления каната. Да ещё метр ниже. При том, что он пытался выйти выше анкерной точки на метр, забыв перестегнуться. Тогда, если б он пролетел метр до анкера и метр после - был бы фактор 2. А так, фактор 6 (Шесть)!!!!
Но, не знаю почему, требования УИАА к амортизаторам виа феррата - обеспечивать падение груза всего на глубину 5 (Пять) метров. И то, всего 80 кг! А я и в альпинизме весил больше! Второе. Нельзя усы, заправленные в амортизационную пластину по типу V, пристёгивать одновременно оба к анкерной точке или тросу. Посмотрите внимательно на картинку по использованию. Второй ус должен болтаться, или быть пристёгнут к легко отрывающейся полочке! Иначе никакого протравливания не получится. Разве что на разность длины двух усов. Именно неправильное подсоединение представлено на присланном фото, при условии, что использовался именно строп по типу V.
Оправдано ли с точки зрения безопасности разная длина усов при срыве? Весь удар об анкер, на котором закреплен трос на виа-феррате, при этом приходится на один ус самостраховки и на один карабин, второй при этом окажется или под ним, или сверху. Второй ус остается как бы резервным, но желательно испытать как оба уса себя поведут, ведь при срыве на виа-феррате гарантирован фактор 2 рывка.
Ответ:
Фактор рывка 2 не то что гарантирован, но он гораздо выше!!!. При стропе, к примеру, в один метр, сорвавшемуся предстоит пролететь 5 метров до анкерного закрепления каната. Да ещё метр ниже. При том, что он пытался выйти выше анкерной точки на метр, забыв перестегнуться. Тогда, если б он пролетел метр до анкера и метр после - был бы фактор 2. А так, фактор 6 (Шесть)!!!!
Но, не знаю почему, требования УИАА к амортизаторам виа феррата - обеспечивать падение груза всего на глубину 5 (Пять) метров. И то, всего 80 кг! А я и в альпинизме весил больше! Второе. Нельзя усы, заправленные в амортизационную пластину по типу V, пристёгивать одновременно оба к анкерной точке или тросу. Посмотрите внимательно на картинку по использованию. Второй ус должен болтаться, или быть пристёгнут к легко отрывающейся полочке! Иначе никакого протравливания не получится. Разве что на разность длины двух усов. Именно неправильное подсоединение представлено на присланном фото, при условии, что использовался именно строп по типу V.
- aleksandr.kobizskiy
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 15 апр 2019, 15:40
- Контактная информация:
Re: ВИА ФЕРРАТА
Вопрос относился к представленной на фото самостраховке с тремя усами для виа-ферраты на базе «кроковской» самостраховки с амортизатором рывка «Матрешка».
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя